Развивающая предметно - пространственная среда кабинета логопеда
15 февраля 2021
Предметно – развивающая среда кабинета разнообразна и насыщена для познавательно – интеллектуального и речевого развития детей. В кабинете размещены – домики. В этих домиках находятся настольно-печатные, занимательные, развивающие игры, игрушки. Окружающая среда детей в кабинете обеспечивает: психологическую защищенность, решает через коррекционно-игровую среду проблемы познания и развития. Расположение мебели постоянно меняется, в зависимости от того, чем заняты дети. Каждый домик выполняет свою функцию.
Домик «ЗВУКОВИЧОК»
Домик направлен на развитие фонематического восприятия.
Цель коррекционно-логопедической работы – развитие и коррекция фонематических функций дошкольников. Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Домик «ПОЗНАВАЙКА»
Домик направлен на развитие: внимания, памяти, речи, мышления.
Домик «СЛОГОВИЧОК»
Домик направлен на развитие слоговой структуры слова.
Задачи:
- Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков, шагов, прыжков, подбородка).
- Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность.
- Научить определять местонахождение ударного слога в двух, трех сложных словах.
- Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.
- Развивать умение быстро составлять и прочитать слова со сходными слоговыми структурами.
- Развивать умение подбирать слова по одному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова.
Домики «ЗАПОМИНАЙКА» и «ПОВТОРЯЙКА»
Домики направлены на развитие артикуляционного аппарата (домик с фотографиями артикуляционных упражнений; стол с большим зеркалом). Артикуляционная гимнастика – это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка.Домик «ГРАМОТЕЙКА» и «МАГНИТНАЯ ДОСКА»
Домик направлен на рассмотрение детских книг и чтение слов по слогам.Магнитная доска направлена на звуковой анализ слов и предложений.
Ковёр «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС».
«Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО, таких как:
- ознакомление детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром).
- развивать познавательные процессы (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения).
- развивать способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
- развивать аргументированную и доказательную речь.
Одним из немаловажных аспектов использования предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» является возможностью использования её в разных видах детской деятельности, в частности:
Одним из немаловажных аспектов использования предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» является возможностью использования её в разных видах детской деятельности, в частности:
- Игровой деятельности (например, проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай по описанию?», игра - путешествие «В гости в сказочный Фиолетовый лес» и др.).
- Позновательно – исследовательской деятельности (например, обсуждение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было озера» и др.).
- Коммуникативной деятельности (взаимодействие с другими детьми и взрослыми, навыки общения).
- Конструировании (например, строительство дома для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича – «Чудо – Соты 1ларчик», «Чудо – крестики 2 Ларчик», «Лепестки Ларчик», «Логоформочки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Черепашки Ларчик» и др.).
- Двигательной деятельности (задействование мелкой моторики рук при перемещении ковролиновых фигурок).
- Готовую предметно – развивающую среду использую на логопедическом кружке «Речецветик».
Домик «ПОИГРАЙКА»
Домик направлен для самостоятельных дидактических, настольных игр детей.
Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Вывод: предметно – развивающая среда логопедического кабинета, значительно влияет на интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает развивать познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению и развитию лексико-грамматического строя, и связной речи, психических функций.